Урок-экскурсия: технологическая карта
По своему месту в учебном процессе экскурсии чаще всего являются заключительными – они проводятся после изучения той или иной темы или раздела программы и позволяют закрепить, углубить, обобщить изученный материал, «выводят» знания учащихся из стен класса и знакомят учащихся с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве.
Название предмета: |
Класс: |
Урок № |
Дата: |
||
Тема: |
|||||
Образовательные цели: |
1. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных при изучении темы «….». 2. Предоставление учащимся возможности получения практической информации по теме «…»; знакомство с проявлением и использованием изученных явлений и законов в жизни, технике, производстве. 3. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса |
||||
Развивающие цели: |
1. Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся. 2. Формирование умения объяснять явления, применять знания в новой ситуации |
||||
Воспитательные цели: |
1. Знакомство с лучшими представителями выбранной профессии, с новаторами; воспитание уважения к людям труда |
||||
Место урока в системе уроков данного раздела: |
|||||
Тип урока: |
Урок обобщения и систематизации ЗУН, СУД |
||||
Основные термины и понятия: |
|||||
Межпредметные связи: |
|||||
Познавательные УУД: |
1. Устанавливают причинно-следственные связи между объектами. 2. Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям. 3. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях |
||||
Коммуникативные УУД: |
1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации. 2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации. 3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия |
||||
Регулятивные УУД: |
1. Учатся контролировать и оценивать свои действия. 2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем. 3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. 4. Выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме |
||||
Личностные УУД: |
1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение. 2. Учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями |
||||
№ |
Этап урока |
Форма/приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ресурс |
I |
Подготовительный |
1. Выбирает объект экскурсии, на котором можно наиболее наглядно осуществить показ изученных явлений и законов. 2. Знакомится со специальной литературой. 3. Составляет подробный план экскурсии. 4. Проводит организационную и консультационную работу с представителями предприятия. 5. Лично проверяет объект на предмет соблюдения техники безопасности и личной безопасности учащихся |
На предшествующем экскурсии уроке получают вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии |
1. Специальная литература по теме. 2. Учебник |
|
II |
Организационный |
Коллективная/фронтальная беседа |
1. Сообщает учащимся о цели мероприятия. 2. Настраивает на плодотворную работу. 3. Предупреждает о правилах поведения на объекте, соблюдении техники безопасности (фиксирует в журнале по технике безопасности) |
Готовятся участвовать в мероприятии |
|
III |
Центральный а) начало маршрута |
Вступительная беседа |
Освещает особенности предприятия: выпускаемая продукция и ее применение в быту, производстве и т.п., явления или законы, лежащие в основе технологических процессов |
Включаются в деятельность по освоению содержания экскурсии |
|
б) Вслед за экскурсоводом/ведущим... |
Монолог с элементами беседы |
Контролирует ход экскурсии |
1. Внимательно наблюдают, слушают, делают зарисовки, записывают необходимые данные. 2. Готовятся дать ответы на вопросы учителя, полученные перед экскурсией |
||
в) Спроси у меня… |
Фронтальная беседа |
Направляет поток вопросов к экскурсоводу в рациональное русло |
Выясняют вопросы, возникшие по ходу экскурсии |
||
V. |
Итоговый |
Фронтальное обсуждение |
1. Благодарит представителей предприятия за помощь в организации экскурсии. 2. Напоминает учащимся о необходимости в срок, назначенный учителем, подготовить отчет об экскурсии с приложением подготовленного экскурсионного материала. 3. Намечает методы применения экскурсионного материала в последующем учебном процессе и во внеклассной работе – в качестве раздаточного материала для лабораторных работ и упражнений, для изготовления стендов, схем, плакатов, составления задач, для выпуска специальных номеров стенных газет, для проведения вечеров |
1. Делятся впечатлениями. 2. Уточняют вопросы по теме экскурсии, по технологии изготовления экскурсионного материала: а) коллекционный материал, б) схемы и/или плакаты, в) паспортные данные технических установок |