Урок-коллоквиум: технологическая карта
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Коллоквиум (от латинского «colloquium») – разговор, беседа, собеседование; научное собрание, на котором заслушиваются и обсуждаются научные доклады
Урок-коллоквиум – одна из возможных форм проверки и оценивания знаний учащихся. Это одновременно и дискуссия, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса. Аргументируя и отстаивая свое мнение, учащийся демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал, что позволяет преподавателю за короткий срок выяснить уровень знаний всего класса (группы) по изученной теме.
Название предмета: |
Класс: |
Урок № |
Дата: |
||
Тема: |
|
||||
Образовательные цели: |
Углубление, расширение и систематизация теоретических знаний по теме «…» |
||||
Развивающие цели: |
Развитие умений правильно и кратко выражать свои мысли |
||||
Воспитательные цели: |
Формирование умения «держать удар» |
||||
Место урока в системе уроков данного раздела: |
Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков и способов умственных действий |
||||
Тип урока: |
Коллоквиум |
||||
Основные термины и понятия: |
|||||
Межпредметные связи: |
|||||
Познавательные УУД: |
При подготовке к коллоквиуму применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме |
||||
Коммуникативные УУД: |
Проявляют уважительное отношение к одноклассникам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
||||
Регулятивные УУД: |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения |
||||
Личностные УУД: |
Оценивают себя в социальных ролях: ученик, докладчик, оппонент |
||||
|
|
|
|||
№ |
Этап урока |
Форма/приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ресурс |
I |
Подготовительный |
Индивидуальная, самостоятельная работа |
Подготавливает перечень вопросов для коллоквиума. В начале новой темы сообщает учащимся, что ее изучение завершится коллоквиумом. Доводит подготовленный список вопросов до сведения учащихся. Знакомит их с правилами проведения коллоквиума (если он проводится в первый раз). Сообщает о местонахождении нормативных документов (правила, требования, образцы и т.д.) |
В течение изучения темы осуществляют самостоятельный информационный поиск по предложенному списку. Составляют карту знаний (граф) изучаемой темы. Отдельные учащиеся (по желанию) подготавливают доклад по одному из вопросов |
1) Вопросы для подготовки. 2) Правила проведения, регламент. 3) Образцы правильного оформления научного доклада 4) Критерии оценки |
II |
Организационный |
Фронтальная |
Сообщает тему коллоквиума. Формулирует цели его проведения. Напоминает правила проведения, регламент |
Настраиваются на работу |
ИД, оценочные листы, трибуна для докладчика, наглядный материал, подготовленный учителем |
III |
Блиц-опрос |
Фронтальная |
Задает вопросы, требующие простых мыслительных операций и позволяющие ответить быстро и достаточно кратко (задачи по выявлению, перечислению, сопоставлению, сравнению, различению и обобщению). Никого не вызывает |
Отвечают по желанию. Если желающих несколько, отвечает тот, кто первый начал говорить. Остальные слушают, при необходимости дополняют, исправляют или возражают. Говорят все по очереди, не перебивают друг друга |
ИД, наглядный материал, подготовленный учителем |
IV |
Слушание и обсуждение докладов |
Фронтальная |
Слушает выступления учащихся, задает уточняющие вопросы. Организует обсуждение доклада. Наблюдает за поведением учащихся. Отмечает активных и пассивных участников |
Слушают докладчиков. После того как доклад прочитан, задают уточняющие вопросы. При желании, аргументированно дополняют или исправляют докладчика. Докладчик соглашается или нет, обосновывает свою позицию |
ИД, наглядный материал, подготовленный докладчиками |
V |
Заключительный |
Фронтальная |
Предъявляет учащимся список из 2-3 вопросов (задач), требующих сложных мыслительных операций (индукции, дедукции, верификации, интерпретации и т. д.) |
В течение 4-5 минут обдумывают ответы. Формулируют логически обоснованные высказывания. Отвечают по желанию |
ИД, наглядно-демонстрационный материал |
VI |
Рефлексия |
Индивидуальная |
Заполняет оценочный лист |
На подготовленном к коллоквиуму графе (карте знаний по теме) отмечают белые пятна (проблемные зоны), которые требуют дополнительной проработки. Оценивают каждый сам себя |
Карты знаний |
Фронтальная |
Объявляет свою оценку ЗУН и СУД учащихся. Объясняет и обосновывает выставленные оценки. Делает рекомендации |
Сравнивают самооценку с оценкой учителя. Делают выводы |
Оценочный лист |